суббота, 12 мая 2012 г.

Тезисы по поводу - 3


  
10. Если целью глобализации возможно определить решение проблемы сбалансированного развития в рамках всемирного разделения труда, то немедленно возникает необходимость глобального же регулирования мировой экономики. По другому просто не может быть в принципе. Этим целям служат все созданные и создаваемые элементы системы управления отстраиваемые под глобальную перспективу, такие как: ВТО, МВФ, ВБРР, ООН и её подсистемы, высшие международные суды, НАТО, а также кластерные органы управления (например, ЕС и ЕБРР), включая и элементы следующего уровня, имеющие сегодня статус общественных движений и инициатив. Последние, пройдя некоторый этап развития, обречены или исчезнуть, или формализоваться как политический элемент системы централизованного управления глобальным сообществом. Такую эволюцию проделали, скажем, "Зелёные", феминистские организации и пр. Вроде бы, если не брать следующую производную, такая система оптимизации управления всемирным социумом не лишена рационального начала, но есть нюанс. Сегодня мы имеем некоторые уровни деятельности национальных социумов и мирового сообщества, которые условно можно разделить на: фундаментальные, прикладные высшего порядка, прикладные общего пользования и частные.

11. С уровнем частной деятельности, как бы, всё ясно. Целевая функция на этом уровне деятельности классическая: прибыль, отчуждаемая в пользу частных лиц. Это весь предпринимательский сектор мировой экономики, включающий все действующие организационно-правовые формы упорядочения частной предпринимательской деятельности.

Ремарка: Именно этот уровень имеют в виду либералы, заявляя о "неоспоримых" преимуществах классической формы отчуждения и присвоения результатов общественного производства. Надо понимать, что в условиях современного уровня разделения труда практически любой значимый экономический результат имеет общественный характер, так как достигается объединёнными усилиями значительного множества субъектов хозяйствования - лиц физических и их юридических объединений. Есть, правда, сфера сугубо индивидуального бизнеса, но этот сектор экономики не имеет решающего значения для целей качественного развития и расширения рынков сбыта - он лишь питается "объедками с большого экономического стола", которых ("объедков") в некоторые периоды может быть достаточно много, но в случае замедления развития малые формы умирают в первую очередь. Критерием определения доли от результата в данном случае является отношение собственности. Чем выше юридически закреплённая доля частного лица в совокупном капитале, тем, как считается, выше его вклад в конечный результат и, соответственно, долевое участие в распределении этого результата. Можно спорить о справедливости такого подхода, но по крайней мере в данном случае оценочный критерий присутствует и, что важно, имеет простой алгоритм расчёта результирующего эффекта, что и вызывает такую массу восторгов у либералов.

12. Прикладной уровень общего пользования представляет собой совокупность обобщающих надстроек и систем, которая весьма изменчива. Речь идёт о смешанных формах хозяйствования, государственных монополиях, государственных органах прямого управления и регулирования экономики. Эффекты и критерии распределения результата здесь также счётные и алгоритм распределения задан заранее и закреплён на законодательном уровне. Дело в том, что государственная функция - общественная по своей сути и не может быть "приватизирована" в пользу частного сектора и частных лиц, хотя попытки такого отчуждения властных функций от общественных потребностей постоянны и непрерывны на протяжении всей истории человечества. И чем выше доля участия государства в экономике, тем стабильнее такая экономика в целом. Все риски остаются в сфере коммерческого предпринимательства, а обобщающие (базовые) подсистемы контролируются государством, задающим для них исходные и перспективные параметры развития в интересах социума в целом, в том числе и в интересах предпринимательского сектора. Это касается не только социальной сферы, обороны и силовых структур, органов госуправления, но и экономического базиса.

Ремарка: В этой связи необходимо отметить абсолютную экономическую глупость, реализованную в современной России. Речь о развале РАО ЕС - централизованной системы обеспечения электроэнергией экономики и граждан страны. Энергетика - основа основ современного государства, и централизация функции развития этого направления есть конкурентное преимущество страны, а вовсе не наоборот. Смешно, но развал осуществлялся на фоне формирования в Европе стратегии создания единой системы, а в Америке совместной США -Канада. И сегодня, подталкиваемая кризисом, такая работа только ускоряется. На первом этапе, идёт укрупнение и слияние энергетических компаний при заметном росте удельного веса государственного капитала. Поскольку прямая национализация - если только предприятие не банкрот - не может быть принята на Западе по идейным соображениям, то процесс на первом этапе имеет невысокие темпы, но будет непрерывно ускоряться по мере развития. И очень скоро наши доморощенные "умники" с изумлением обнаружат на западе централизованные энергетические гиганты под эгидой государств, аналогичные по уровню управляемости той энергосистеме, которую они самозабвенно громили ещё так недавно!
А всё просто. В таких общесистемных (базовых) отраслях, работающих на нужды всей экономики и всего общества, целевая функция коммерческого сектора: прибыль, отчуждаемая в пользу частных лиц, не может быть принята. Экономический эффект в этом случае достигается за пределами собственно отраслевого комплекса, как общесоциальный результат. Целевая функция подобных комплексов состоит в удержании, а в идеале и снижении, базовых общественных затрат (издержек). При этом эффект проявляется: в экономике, как снижение (с учётом инфляции) затрат на электроэнергию в составе себестоимости, в государственном секторе за счёт снижения расходов бюджета на содержание бюджетных же структур, а для населения (частных потребителей) в росте личного благосостояния. Не трудно заметить, что все эти моменты прямо стимулируют экономический и потребительский рост, а значит и рост ВВП, и прирост поступлений в бюджет страны на всех уровнях. Вот так, двоечники, проявляется и рассчитывается общегосударственный эффект от централизации функции, и в этом состоит государственный подход при создании базовых условий для комплексного развития. Государственная власть, реализуя функции централизованного управления, должна думать не об интересах отдельных предпринимателей и их объединений, а об обеспечении общесистемных преимуществ и создании исходных условий, стимулирующих развитие всего социума.

13. Возможны смешанные формы и в социальной сфере. Например, простая логика жизни диктует создание общедоступной бесплатной системы детского здравоохранения, но для трудоспособных граждан возможно, за исключением скорой и экстренной помощи, создание преимущественно платной медицины. После выхода на пенсию, опять должна быть доступна бесплатная медицина без ограничений. Среднее образование должно быть предоставлено каждому ребёнку на бесплатной основе, в то время как последующие уровни должны быть преимущественно платными. При этом, не надо устанавливать каких-то там пропорций для платной и бесплатной форм обучения. Бесплатными, с нормальной степендией для успевающих студентов и с отбором на конкурсной основе, должны быть специальности, востребованные обществом в первоочередном порядке в текущий момент развития. Требуются специалисты рабочих профессий? Отлично. Все учебные заведения, готовящие таких специалистов, должны быть переведены в режим бесплатного государственного образования с целевым бюджетным финансированием. А вот всякие"кулинарные техникумы" или, скажем, "вузы" актёрского мастерства просто обязаны быть коммерческими заведениями. Нужны врачи? То же самое. Переизбыток экономистов? Все экономические специальности на платную основу. И т.д. При этом, окончившие бесплатные учебные заведения, обязаны отработать по дипломной специальности не менее срока обучения, вернув долг обществу, а не скакать козликами в "Комеди клаб", изображая придурков. Налогоплательщики не для того отрывают от себя и своих семей не малые средства, чтобы кто-то на эти средства затем получал липовые дипломы. Так, скажем, врач будет обязан отработать по специальности не менее 7 лет в сфере государственной медицины, прежде чем сможет претендовать на получение квалификации врача частной практики. Претендовать, а не получить в обязательном порядке! И квалификацию врача частной практики необходимо постоянно подтверждать, повышая квалификацию - пациенты платных клиник должны иметь хотя бы минимальную надежду, что платят деньги врачу, способному оказать им квалифицированную помощь.    

14. Прикладные проекты высшего порядка, к которым сегодня безусловно относятся, например, атомная энергетика и космические исследования, в принципе не могут быть организованы иначе, как общесистемные государственные функции. Нет никакой другого варианта и быть не может. С одной стороны присутствует военная составляющая - государственная функция без альтернатив, а с другой, слишком велики затраты на исследования, содержание и развитие систем. Атомная энергетика, кроме того, штука настолько опасная, что доверять эксплуатацию атомных электростанций частным компаниям, значит заранее повышать вероятность аварий и соответствующих последствий. Частник всегда будет стремиться реализовать свою целевую функцию - получение прибыли, отчуждаемой в его пользу, а значит всеми правдами и неправдами экономить на затратах, в том числе на безопасность и обслуживание (см. Фукусима). От сбоев в работе и аварий, к сожалению, никто не застрахован. Но, одно дело, когда такое ЧП - следствие непреднамеренной ошибки, и другое дело, когда вы сами преднамеренно создаёте условия, объективно повышающие вероятность таких аварий. 

Ремарка: Когда сегодня речь заходит о возможности коммерческой деятельности в космической отрасли, то обычно имеют в виду т.н. коммерческие запуски. Действительно, в расчёте на один запуск можно говорить об окупаемости и прибыльности, но всё дело в том, что при этом не учитываются все те "космические" затраты, произведённые на предшествующих и текущих стадиях развития, позволившие сегодня осуществлять коммерческие пуски. Если же учесть все затраты прошлых периодов и вложения в текущее развитие космонавтики, то станет очевидным, что даже о простой окупаемости, не говоря уже о прибыли, речи в обозримой перспективе нет и быть не может. Сегодня, и в этом веке как минимум, космонавтика обречена развиваться на основе целевого государственного финансирования. Это перспективная общественная функция, которая в отдалённой перспективе может стать основой значительного коммерческого сектора экономики, но это настолько отсроченный экономический эффект, что сегодня частного инвестора "затянуть" в эту сферу научно-технического прогресса не получится ни при каких обстоятельствах. Можно, конечно, создать какие-то частные фонды финансирования космических исследований, но это будет очередная инвестиция в благотворительность, то есть вложения не собственно в освоение космоса, а в льготные налоговые схемы и собственный имидж, имеющие экономический эффект, что называется, по месту основной работы. В этом смысле "благотворителю" в целом без разницы, куда направить средства.

15. Фундаментальные научно-технические работы и исследования принципиально не имеют возможности извлечения прибыли. Яркий пример последнего времени - БАК. Этот проект, в исследовательских программах которого задействовано свыше 200 научно-исследовательских институтов из разных стран мира, яркий пример научной кооперации в сфере фундаментальной  и прикладной физики. Никакой прибыли извлечь из проекта в разумной перспективе не получится в принципе, но без реализации таких проектов человечество уже не может развиваться. Жить может - развиваться нет.

16. Очевидным образом имеем дело с кибернетической 4-уровневой системой развития, 3/4 которой так или иначе не связаны с извлечением прибыли и бизнесом как таковым. При этом, иерархия системы сегодня отстраивается от фундаментальных исследований, т.е. приоритет бизнеса самый низкий, а роль собственников неочевидна. На сегодняшний день мы имеем набор открытых систем, но с развитием глобализма такая система рискует стать системой замкнутой (закрытой) на саму себя. Это главная опасность глобализации. В такой системе возможно управлять развитием только жёстко централизованно и, что характерно, тоталитарно. При этом, в такой системе, порождённой на базе либеральной экономической идеологии, будет значительно подавлена социальная компонента.

Вот и опять возникает сакраментальный вопрос - зачем было разрушать, а не модифицировать, готовую систему "социализма". Только если... из "вредности", т.е. по инерции и в плену стереотипов середины ХХ века. (продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий