воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Тезисы по поводу - 2




7.
- В начале ХХ века весь рынок капиталов был фактически разделён на сегменты с доминирующим положением различных государств, представленных на рынке крупными корпорациями, как правило национальными монополистами. Завершился этап количественного освоения модели "спрос-предложение" в глобальном варианте. Проблема вышла на новый, теперь уже очевидным образом общесистемный, уровень - кризис сбыта. Это момент завершения "количественного" этапа освоения и перераспределения рынков сбыта.
- Единственным способом изменения такого состояния дел в то время выступает силовой способ - война. Война позволяет переформатировать любые характеристики рынка в пользу победителя целевым образом и без учёта мнения конкурента. Поэтому она видится "зачинщикам" самым простым и эффективным способом решения проблемы.
- Обе мировые, и масса сопутствующих им локальных конфликтов, имели в общем и целом одну цель - попытку силовым способом вырезать победителю достаточный для развития национальной экономики кусок мирового рынка. Передел рынков силовым методом, ещё одна очевидная угроза человечеству вследствие кризиса развития классического промышленного капитализма. С появлением после Второй мировой войны ОМП, такой метод становится очевидно неприемлемым.
- Вторая мировая война была и попыткой реванша со стороны Германии, и попыткой развивающихся стран (Италия, Япония) занять своё место под солнцем на мировом рынке, и попыткой ликвидировать СССР как альтернативный социально-экономический проект, так и попыткой силового освоения обособившегося рынка труда и капиталов, рассматриваемого в качестве резерва количественного развития и расширения.
- Однако, из этой затеи ничего не вышло, во-многом, кстати, благодаря последовательной позиции США и лично Рузвельта. Представляется, что США к тому времени уже определились с моделью будущего. Моделью, в которой после двух мировых войн эта страна была обречена стать мировым лидером всей западной экономической системы. Как следствие, США, занимая место Британии, предполагали выстроить систему, что называется "под себя", основываясь на своих представлениях о ценностных ориентирах любого социума, заложенных в их "святом писании" - Декларации Независимости. В этом контексте ликвидация обособленных национальных и националистических государств с капиталистическим способом производства классического типа была приоритетом №1, тем более, что во-многом решалась руками конкурирующей системы - СССР.
-  Ликвидация фашистской альтернативы развития классического капитализма завершилась в 1945 году. Хотя отдельные рудименты сохранялись и позже. Например, Португалия (Салазар) и Испания (Франко). Более того, в отдельных случаях США целенаправленно использовало метод установления фашистских режимов в отдельных странах, имея в виду быстро привести их руками диктатора к определённым состояниям, в первую очередь ликвидировав в таких странах ростки социальной альтернативы своему проекту. Например, Чили (Пиночет). Но такие проекты изначально были подконтрольны и управляемы из "Центра", что позволяло не обращать внимание на очевидные отклонения таких режимов от общих принципов, носившие временный характер. Это были свои "мерзавцы" и марионетки, которых можно было устранить в любое удобное время. При этом, даже публично "осудив". В данном случае установление диктатур позволяло просто, быстро и эффективно зачистить социум и подготовить очередную страну к включению в новый глобальный мировой порядок, отрезав ещё один кусок от возможного попадания в сферу влияния СССР.

8.
-  Появление в послевоенный период мировой системы социализма, очевидным образом формирует для США реальный образ врага, объект воздействия и противостояния, экономического конкурента для объединяющегося западного мира. Это и повод, и причина, и обоснование, т.е. наличие социалистического проекта объективно устраивает западный мир, тем более, что в лагерь противника и сферу влияния попали далеко не самые развитые страны мира, что в дальнейшем потребовало от СССР значительных издержек, связанных с развитием, а в ряде случаев и простым содержанием за свой счёт, этих стран. И сегодня эти мелкие и не самодостаточные экономики висят теперь уже на шее мирового сообщества грузом неудобным и затратным. Им крайне сложно найти разумное применение и место в мировом разделении труда.
- Методом реализации планов объединения (унификации системы) на первым этапе выступал т.н. план Маршала, предусматривающий приведение "кандидата" в политическом, социальном и экономическом плане к требуемым параметрам, с последующим его включением на установленное место в мировом разделении труда и рынков. В военном плане объединение осуществлялось в рамках создания блока НАТО. По сути, США реализовало модифицированный "новый курс", но уже на межгосударственном уровне. Теперь уровень управления повысился на порядок и потребовал создания массы институтов, формирующих единые нормы и правила для участников проекта. Они сегодня всем известны и на слуху. Таким образом, свободная конкуренция внутри западного проекта была если не отключена, то уж точно поставлена в жёсткие рамки. Иными словами, начинается кооперация стран-участниц и их финансово-экономических систем в рамках нового проекта - глобальной экономики.
- Глобализация изначально, уже на уровне проекта, предусматривает управление рынками из единого центра. В этих условиях никакой "самодеятельности" внутри национальных экономик нет и не будет. Поэтому, бессмысленно требовать от российской элиты создания и продвижения на глобальном мировом рынке какой-то самостоятельной стратегии. Обозначить намерения, в целях смягчить или выторговать особые условия участия, возможно, но реализовать такие намерения нельзя.
- Возвращаясь в исходное состояние, т.е. вычёркивая из истории 70 лет, вы неизбежно возвращаете и позиции страны в мировом разделении рынков, труда и капиталов примерно на тот же уровень, с той лишь разницей, что теперь на рынке ряд ваших позиций будет скорректирован с учётом возможностей экономики, созданных в интервале развития, подлежащем забвению. Например, будете поставлять на экспорт низкообогащённый уран, перерабатывая оружейный .

Ремарка: Унылая радость нашего руководства от "экспорта" зерновых не имеет под собой никаких оснований, кроме эмоциональной составляющей. На самом деле, мы не производим зерновые в количестве, достаточном для удовлетворения внутреннего спроса и обеспечения развития национального сельскохозяйственного комплекса. Для этого урожай зерновых должен составлять порядка 140 млн. тонн,  а вот производство сверх этой величины и будет составлять экспортный потенциал.  То есть, норма производства - 1 тонна на одного человека в год. Данная норма предусматривает полный комплекс обеспечения: потребление граждан, потребности животноводства, семенной фонд, государственные резервы и пр. СССР и закупал зерновые по импорту исходя из необходимости обеспечения этой нормы расхода, так как собственные урожаи не позволяли достичь данной величины. Сломал систему, кстати, всё тот же Хрущёв, решив распахать т.н. Целину. Освоение этой пустыни потребовало отвлечение огромных ресурсов и кадров из зон традиционного земледелия, а Нечерноземье так просто было брошено на произвол судьбы (задача же решалась в рамках наличных ресурсов, а не выпуска сверх), а результат не оправдал ожиданий. Казахская степь по своим природным условиям разительно отличается от т.н. "Великой степи" - Чернозёмной зоны. Здесь, как и во-всех случаях, "Кукурузник" в очередной раз проявил свою комплексную вопиющую некомпетентность. Чем-то он напоминает наше нынешнее руководство, считающее, что если решение принято, а денег "отсыпали", то результат сформируется автоматически - осталось только заготовить "мешки" и ждать их волшебного наполнения. Сегодня, "экспорт" зерновых, из урожаев порядка 80 млн. тонн в год, стал возможен в результате полного провала животноводства в лихие 90-е и покрытия потребностей граждан за счёт импорта мяса, муки, сои, макаронных изделий... т.е. продаём на экспорт ресурс "зерно", а закупаем по импорту продукты второго и последующих переделов. Это очевидно и из данных Росстата, и опытным путём можно проверить в любом, случайным образом выбранном, магазине.

9.
- Сегодня, как представляется, глобализация вышла на следующий качественный уровень. Глобалисты решили идти путём создания укрупнённых глобальных зон. Первым проектом традиционно стал ЕС. "Соединённые штаты Европы" - проект достаточно старый. Кроме того, этот кластер наиболее подготовлен к объединению. Исторически, политически, экономически, культурно Европа, казалось бы, представляет собой идеальный полигон для отработки процессов слияния. Но жизнь оказалась намного сложнее кабинетных схем и идеалистических ожиданий, и даже такая идеальная база попала в полосу нестабильности, теперь уже за счёт финансового кризиса. Интересно протекает проект создания юго-восточного кластера с китайским лидерством. Любопытно посмотреть, чем завершиться создание арабского (шире мусульманского) локального сообщества - не готовят ли западные лидеры себе ещё и потенциальный объект силового противостояния, в том числе как дополнительный объединяющий фактор. 
- Качественный рост ёмкости рынков, пришедший на смену количественному расширению, привёл лидеров западного проекта к "естественному" решению, поставить локомотивом развития финансы, а не промышленность, но завёл в другую ловушку. Схема была, казалось бы, идеальной во всех отношениях! И реальная функция управления легализовалась в финансовой сфере, и проблема стимулирования спроса опережающим темпом по отношению к развитию научно-производственной сферы решалась удовлетворительно, но...
- Действительно, если вы меняете приоритеты в пользу какой-то части единой финансово-экономической системы, то немедленно приоритетная часть её начнёт демонстрировать ускоренные темпы роста. Если раньше это приводило к т.н. "кризисам промышленного перепроизводства", а на самом деле к дисбалансу в системе "спрос-предложение", т.е. платёжеспособный спрос отставал от развития товарного производства, то теперь... к кризисам "финансового перепроизводства". В определяющую и приоритетную сферу, наращиваемую централизованно, целевым образом и абсолютно искусственно, т.е. в фактическом отрыве от темпов роста научно-производственного потенциала, немедленно хлынули все свободные финансовые потоки, создавая дополнительный мультипликатор роста. Появился расхожий и неестественный в рыночном капиталистическом обществе  классического типа термин: "деньги делают деньги". Иными словами, в известную формулу Д-Т-Д' встроили дополнительную стадию Д - Д' ... - Т - Дn, что и стало главной проблемой, породившей кризис перепроизводства фиктивных капиталов.  Фиктивные капиталы ничем, кроме ожиданий будущего роста, радужных надежд на светлое завтра и задорного оптимизма участников финансового рынка не обеспечены! Более того, финансовая сфера фиктивного оборота стала препятствием на пути развития реального сектора.

Ремарка: В России в 2008 году это проявилось вполне очевидно и наглядно, когда правительство решило восполнить ликвидность банковской сферы, имея в виду, что этот шаг повлечёт за собой и прямую кредитную поддержку остальной экономики. В замкнутой системе, так бы и было, - впрочем, в ней не возникло бы необходимости в возмещении утраченной ликвидности, - но не в открытой подсистеме, встроенной в глобальную систему. Немедленно выяснилось, что интересы финансистов и реальных товаропроизводителей пересекаются очень относительно. В распоряжении банкиров имеются свои механизмы и технологии роста, исключающие риски предпринимательского сектора. Главное, что это близкие, понятные и профессиональные финансовые технологии, не требующие от банкиров специальных знаний об устройстве "чёрного ящика", называемого "производство", не говоря уже о науке. Эффективные, с высокой капитализацией и стабильным сбытом производства, разумеется, интересуют банки в качестве постоянных клиентов, но беда в том, что не только из таких производств состоит реальный сектор, а ещё требуется финансировать долгосрочное развитие новых направлений. Есть очень показательный список отказов в финансировании и внедрении технологий, без которых невозможно представить себе текущую реальность, как нельзя лучше характеризующий узколобое мышление всех профессиональных финансистов. Финансист - это узкоспециализированный киборг,  способный эффективно воспроизводить только прецедентные алгоритмы. 

- Вывод: Решение устойчивого развития лежит в поддержании на всех этапах реального финансово-экономического баланса, что возможно только... в условиях централизованного управления и управляемого (планомерного) развития. Более того, требуется формирование кооперативного общества на смену конкурентному. Глобализация, и есть попытка решить такую задачу на системном уровне. Остаётся открытым только вопрос целевой функции такого общества. (продолжение следует). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий